Аналитическая справка
по результатам ВПР – 2020
по географии 7-8 классы
1. Характеристика оценочного инструментария
ВПР по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС, программой.
Проверяются не только предметные, но и метапредметные результаты.
Проверяемые элементы содержания:
1) Комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев
2) Определение географических координат и направлений на карте
3) Умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.
4) Умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли
5) Географические особенности природных зон
6) Умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы
7) Умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу
8) Умение работать с таблицей и изображениями. Проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира
9) Умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.
10) Знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края
Всего заданий – 10
Максимальный балл-37
2. Содержательный анализ результатов
Оценка |
Количество обучающихся |
% |
2 |
1 |
9 |
3 |
8 |
72 |
4 |
2 |
18 |
5 |
1 |
9 |
Статистика оценок по классам
Класс |
Количество обучающихся |
Выполнили |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
5 |
5 |
- |
4 |
1 |
- |
8 |
9 |
7 |
1 |
4 |
1 |
1 |
Сравнение отметок с оценками по журналу: понизили – 5 обучающихся (45 %), подтвердили – 3 (27%), повысили 4 (36%).
Анализ сформированности ключевых умений показал, что наименьшие трудности при выполнении заданий испытывали при решении заданий: 1.2; 2.1К1; 2.1К2; 2.2; 3.3; 4.3; 5.1; 6.2К2; 7.; 8.2; 9К2; 9К3; 10.2К2.
п/№ |
№ задания |
% выполнения |
Слабый уровень сформированных умений |
1. |
1.2. |
30,45 |
Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Сформированность представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком. Сформированность представлений об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников. Сформированность представлений о географических объектах. Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач |
2. |
2.1 К1 |
48,18 |
Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач Навыки использования различных источников географической информации для решения учебных задач. Смысловое чтение |
3. |
2.1 К2 |
28,18 | |
4. |
2.2 |
51,8 | |
5. |
3.3 |
44,09 |
Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач. Сформированность представлений о необходимости географических знаний для решения практических задач |
6. |
4.3 |
38,48 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени |
7. |
5.1 |
43,18 |
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, особенностях природы Земли. Сформированность представлений о географических объектах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии |
8. |
6.2 К2 |
45,45 |
Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение письменной речью. Практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик компонентов географической среды |
9. |
7. |
35,45 |
Сформированность представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Смысловое чтение |
10. |
8.2 |
42,27 |
Практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на разных материках и в отдельных странах. Умение применять географическое мышление в познавательной практике |
11. |
9К2 |
52,73 |
Сформированность представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Умения и навыки использования разнообразных географических знаний для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, формулирования и аргументации своего мнения |
12. |
9К3 |
36,36 | |
13. |
10.2К2 |
20 |
Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления. Сформированность представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, формулирования и аргументации своего мнения; владение письменной речью |
Перечень метапредметных и предметных результатов удовлетворительного качества.
Метапредметные |
Предметные (низкая свормированность) |
Познавательные Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Смысловое чтение. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение письменной речью. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, формулирования и аргументации своего мнения |
Сформированность представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком. Сформированность представлений об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников. Сформированность представлений о географических объектах. Владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени. Сформированность представлений о географических объектах, явлениях, закономерностях; владение понятийным аппаратом географии. Практические умения и навыки использования количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на разных материках и в отдельных странах. Умение применять географическое мышление в познавательной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления. |
Причины:
1. Низкий уровень сформированности навыков самоконтроля и усидчивости.
2. Низкие навыки вдумчивого прочтения текста, неспособность выделять главную мысль.
3. Низкая сформированность работы с картографическими источниками информации.
4. Самостоятельно проводить анализ таблиц и графиков.
5. Индивидуальные особенности некоторых учащихся.
6. Низкая мотивация отдельных учащихся, нежелание учиться.
Рекомендации по повышению качества знаний в освоении учебного материала:
1. Продолжать работу по повышению качества обучающихся по географии.
2. Систематически использовать современные способы проверки знаний обучающихся.
3. Проводить работу по формированию организационных умений обучающихся.
4. Организовать повтор пройденных тем.
5. Усилить работу с различными источниками географической информации.
5. Включать в содержание уроков задания, вызвавшие наибольшие трудности у обучающихся.
6. При организации образовательного процесса направить усилия на дальнейшее формирование регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить корректировки; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы.
7. При организации контроля усвоения знаний, умения и навыков обучающихся использовать различные формы контроля, что должно найти свое отражение в календарно-тематическом планировании.
2.Выводы и рекомендации по итогам проведения ВПР по географии в 2020 году.
Вывод :
Результаты всероссийской проверочной работы по географии в 7 классе показали средние баллы. Большинство учащихся не подтвердили свои оценки, средний уровень подготовки учащихся 7 класса.
Затруднения вызвали:
-представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев;
-определение географических координат и направлений на карте;
-простейшие вычисления времени в разных частях Земли;
-соотношение стран мира и изображений наиболее известных достопримечательностей;
-знание географии родного края
Причины:
-Не сформировались умения анализа, сопоставления и оценивания содержания в картографических, статистических источниках информации о событиях и природных явлений.
-Сущность природных явлений учащимся не искажена, но возникли трудности при их описании.
-Мало времени уделялось на уроке работе с краеведческими материалами.
-Слабая подготовка учащихся в период дистанционного обучения.
Рекомендации:
- по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;
- организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;
- организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение.
-в учебном году внести дополнительные задания на уроках по темам: «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты. Широта. Долгота», «Многообразие стран мира. Столицы и крупные города», «Мировое хозяйство», «Многообразие стран мира. Основные типы стран», «Атмосферное давление. Ветер», «Природные зоны», «География Чувашии».